Полезные статьи
Модель FBS на Ozon: кому подходит, как подключиться, настроить логистику и обрабатывать заказы
В статье расскажем про работу на FBS Ozon по шагам — какие нюансы работы есть на этой модели, какие комиссии предстоит платить и за что, как настроить личный кабинет и склад отгрузки, собирать и отправлять заказы.
Содержание:
- 1. Для кого подходит модель FBS
- 2. Тарифы Ozon на модели FBS
- 3. Как подключиться к модели FBS на Ozon
- 4. Как настроить логистику на FBS
- 5. Как подготовить и отгрузить заказ
- 6. Заключение
1. Для кого подходит модель FBS
Модель работы — это то, как распределяются процессы между магазином и маркетплейсом, и FBS — одна из них. Выбирать только одну из них не обязательно, можно совмещать несколько моделей для продажи разных товаров.
Всего на Ozon их три:
Как работает модель FBS (Fulfillment By Seller) — товар хранится на складе продавца, как только поступает заказ, магазин сам его собирает и упаковывает, затем сдает на сортировочный центр, доставкой занимается маркетплейс.
При выборе модели нужно учитывать ограничения на продажу отдельных категорий товаров и работу процессов магазина в целом.
Какие есть особенности:
- можно продавать товары, которые не принимают на FBO, например КГТ;
- к FBS могут подключиться самозанятые;
- нужен свой склад;
- вы будете сами обрабатывать и собирать заказы, этот процесс требует ресурсов и времени;
- у вас должна быть возможность передать посылки на Ozon за 24 часа. Отгружать при этом вы можете со своего склада, с партнерского фулфилмента или работать по дропшиппингу.
- для работы на FBS нужен термопринтер, чтобы печатать этикетки на заказы;
- систему ЭДО подключать не обязательно.
Если ваш магазин соответствует этим требованиям, у вас есть помещение, ресурсы для работы, то эта модель может вам подойти. Ниже рассмотрим ограничения по продаже товаров.
1.1. Какие товары можно продавать на FBS Ozon
На Ozon есть разные условия и ограничения по продаже товаров.
Нельзя продавать ни на одной модели:
- Товары, которые запрещены к онлайн-продаже на территории РФ..
- Реплики, контрафакт и фальсификат.
Нельзя продавать на FBS:
- Тяжелее 125 кг и габаритами в упаковке свыше 250/120/220 см.
- С особыми требованиями к транспортировке, например газовые баллоны, огнетушители, живые новогодние елки и растения, некоторые химические вещества.
Для продажи в некоторых категориях нужно предоставить документы на сам товар или на продавца:
- Для продажи продукции брендов, зарегистрированных в российской или международной системе интеллектуальной собственности — документы на право пользования брендом.
- Для работы в некоторых категориях — сертификаты качества, например детское питание или БАДы.
- Помимо сертификатов, для некоторых категорий нужно получить разрешение для торговли на маркетплейсе в индивидуальном порядке. Например, для продажи детского питания требуют загрузить сертификат качества на продукцию и отправить запрос на доступ в категорию.
2. Тарифы Ozon на модели FBS
Обязательные комиссии на FBS Ozon это:
- Процент с продаж.
- Оплата доставки.
- Обработка и доставка возвратов.
Также маркетплейс оказывает дополнительные услуги:
- Услуги по доставке, например вызов курьера.
- Финансы, например изменение графика платежей.
- Продвижение.
Размещение товаров в каталоге | Доставка | Возвраты |
|||
обработка |
логистика |
последняя миля |
обработка возврата |
логистика |
|
зависит от категории, начисляется по факту продажи |
В пункт приема/выдачи: 25 руб/заказ В СЦ: 10 руб/заказ В ТСЦ: входит в стоимость логистики |
4-6% от цены в зависимости от ОВХне > 50 руб. обычные |
5% от цены |
40 рублей/заказ (только возврат, при невыкупе и отмене не начисляется) |
4-8% от цены в зависимости от ОВХне > 50 руб. обычные |
2.1. Обработка и доставка возвратов
Покупатели иногда возвращают товары. Они могут это сделать на разных этапах покупки, и в зависимости от этого они и классифицируются:
- Возврат — покупатель получил товар и забрал его, но потом вернул.
- Невыкуп — когда покупатель отказывается от товаров при получении заказа.
- Отмена/Невостреб — когда покупатель отказался от заказа после его оформления или не пришел за ним в ПВЗ/не забрал у курьера.
При возвратах и невыкупах/отменах по-разному рассчитывается стоимость доставки:
Обработка |
Логистика |
Последняя миля |
Комиссия за продажу |
Стоимость товара |
|
Возврат |
+ |
+ |
+ |
– |
Спишется обратно со счета магазина |
Невыкуп/ |
– |
+ |
– |
– |
Не зачисляется на счет магазина |
2.2. Доставка КГТ на FBS
На Ozon FBS крупногабаритным считается товар весом от 25 до 120 кг или габариты брутто которого находятся в диапазоне:
- 180-250 см в длину,
- 80-220 см в ширину,
- 80-120 см в высоту.
Если ОВХ товара превышают указанные значения, служба доставки Ozon Rocket его не примет, продавать на FBS такие товары нельзя.
Тарифы на доставку КГТ на FBS:
Обработка отправлений тарифицируется так:
- При самостоятельной доставке в любой пункт приема — не начисляется, входит в стоимость логистики
- Стоимость забора курьером не зависит от количества отправлений и составляет 11 рублей за 1 килограмм объемного веса.
Логистика:
Тарифицируется только стоимость логистики (перемещение между округами) — 8% от цены товара, не менее 1000, не более 1400 рублей.
Последняя миля:
Тариф не применяется, эти услуги входят в стоимость логистики.
Стоимость услуг Ozon вычитает из выручки и переводит оставшуюся сумму магазину.
3. Как подключиться к модели FBS на Ozon
Все модели работы доступны каждому продавцу Ozon по умолчанию. Вы можете работать только на одной, а другую подключить по необходимости.
Для начала работы на FBS нужно пройти регистрацию, принять оферту и настроить склад.
Чтобы зарегистрироваться, перейдите по ссылке. Нажмите кнопку «Регистрация»:
Заполните личные данные: имя, адрес электронной почты, пароль. Нажмите кнопку «Далее»:
Перейдите по ссылке для входа в личный кабинет:
Затем нужно активировать аккаунт, нажмите кнопку:
Заполните обязательные поля, введите форму собственности, реквизиты и адрес продавца:
Загрузите документы, выберите систему налогообложения:
Заполните поля с платежными реквизитами:
После заполнения всех полей, отправьте данные на проверку:
Дождитесь результатов проверки:
После регистрации примите оферту:
Как только вы примите оферту (подпишете договор), в меню вам станет доступна настройка логистики FBO или FBS. На одной учетной записи можно совмещать несколько моделей.
4. Как настроить логистику на FBS
Чтобы начать работу по FBS, нужно создать склад. Зайдите в раздел ФБС/Логистика:
Нажмите кнопку «Создать склад»:
Выберите, по какой модели он будет работать:
Введите адрес и телефон склада:
Укажите тип товаров, которые вы будете отгружать — обычные или КГТ. График работы и праздничные дни:
Укажите время, которое вам нужно на сборку заказа (максимум 24 часа) и ограничьте количество заказов в сутки, если это необходимо:
Перейдите на следующий шаг — нажмите кнопку «Добавить метод доставки»:
Заказы может забирать курьер (за дополнительную плату) или вы их привозите самостоятельно. Выберите вариант, нажмите кнопку «Далее»:
Пункт отгрузки заказов на FBS — постоянный. Принимать посылки у вас будут только по тому адресу, который создадите при настройке. На следующем шаге выберите удобную точку на карте:
Проверьте данные, нажмите «Сохранить метод»:
Если вы продаете разные типы товаров, например обычные и КГТ, или на сборку одних вам нужно 2 часа, а других — сутки, то сделайте под каждую группу свой склад.
5. Как подготовить и отгрузить заказ
Когда поступает заказ, вам нужно его собрать, упаковать, нанести маркировку и отвезти в пункт приема.
Если вы работаете только на Ozon, у вас не подключены другие каналы продаж — то вы можете обрабатывать заказы в личном кабинете.
Если вы совмещаете модели работы или продаете на нескольких маркетплейсах одновременно, то процесс заказов лучше автоматизировать — настроить обработку в одном окне. Для этого способа нет инструкции, так как процесс зависит от множества данных: как вы ведете учет, на какой системе написан ваш сайт, где вы обрабатываете заказы в данный момент. Решение может заключаться как в подборе решений и настройке автоматизации именно для ваших продуктов, либо может потребоваться заменить какие-либо инструменты.
5.1. Как обрабатывать заказы в личном кабинете Ozon
В личном кабинете в разделе FBS / Заказы с моих складов вы будете видеть, когда поступают новые заказы:
Соберите заказ:
Подготовьте соответствующую упаковку: картонную коробку, тубус, непрозрачный пакет или стрейч-пленка.
Соблюдайте правило соседства — если какие-то товары нельзя упаковать в одну коробку, например сыпучий товар в пакете и предмет с острыми краями, упакуйте в отдельные.
У Ozon есть большая инструкция по упаковке разных типов товаров, если испытываете затруднения, следуйте ей.
Как сделаете, нажмите кнопку «Собрать»:
У заказа сменится статус на «Готов к отгрузке». Напечатайте этикетку и закрепите ее на коробке. Если упаковываете заказ в стрейч-пленку, этикетку нужно приклеить поверх нее, а не под.
В день отгрузки товара станут доступны акты для скачивания. Загрузите их и распечатайте:
Отвезите заказы в пункт приема, который указали при настройке логистики. Сотрудник примет посылки, сверит их количество с данными акта, подпишет акты.
5.2. Видеозаписи сборки заказов:
Иногда бывает так, что покупатели при возврате заменяют товар, а сотрудники пункта приема и выдачи заказов его не проверяют. Если возникает спор, маркетплейс выясняет детали, смотрят видеозаписи в ПВЗ (там установлены камеры). Такие разбирательства занимают время.
Избежать неприятных ситуаций и затягивания сроков поможет видеофиксация — снимайте на видео сборку заказа и распаковку возврата. Хранить файлы рекомендуется в течение 3 месяцев. Вот как может выглядеть видео сборки:
6. Заключение:
- На модели FBS вы сами храните товары и собираете заказы, а доставкой занимается Ozon. Подойдет, если у вас есть свой склад, ресурсы для обработки заказов и вы сможете передавать посылки в доставку в течение рабочих суток.
- На FBS магазины платят комиссии за размещение товаров (процент с продаж), за обработку и доставку заказов и возвратов. Если ваш товар крупногабаритный, то доставка рассчитывается по отдельным тарифам.
- По умолчанию продавцу на Ozon доступны все модели работы, регистрировать ее отдельно не нужно. Если вы хотите работать по FBS, нужно зарегистрировать личный кабинет и принять оферту, затем настроить склад отгрузки и выбрать точку приема заказов.
- Обрабатывать заказы можно как в личном кабинете, так и в своей CRM/CMS системе.